Image Image Image Image Image Image Image Image Image Image

Гражданин и закон | суббота, 4 апреля 2015

Прокрутка к верху

Наверх

Комментариев нет

«Человеческий фактор» в ДТП.

«Человеческий фактор» в ДТП.
Гражданин и закон

Тема важности «человеческого фактора» в сфере безопасности дорожного движения во всех документах, направленных на повышение безопасности дорожного движения стоит на первом месте.


Например, в Распоряжение Правительства РФ от 27 октября 2012 г. № 1995-р О Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» указаны основные «задачи сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения (за счет повышения дисциплины на дорогах, качества дорожной инфраструктуры, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и др.) и, как следствие, сокращения демографического и социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий».

Трудно поспорить с тем, что в этой, жизненно важной сфере, важен комплексный подход на всех уровнях воздействия на человеческое сознание. Слишком велики жертвы. Работая в Институте безопасности дорожного движения с 2009 года и являясь участником многочисленных конференций на тему безопасности дорожного движения, я, к сожалению, могу только отметить поверхностность шагов в направлении «формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения, формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения и понимания неотвратимости наказания и т.д.». Зачастую, эти шаги ограничиваются созданием пропаганды средствами массовой информации. Конечно, это важно. Но человек устроен гораздо сложнее и при комплексном подходе к изучению проблем «человеческого фактора» в сфере безопасности дорожного движения необходимо задействовать все возможные варианты.
Когда человек болен, он идет к врачу. И все понимают, что самое важное – провести грамотное обследование и поставить правильный диагноз. Только это позволит назначить правильное лечение и разработать наиболее эффективную программу реабилитации.

То, что сфера безопасности дорожного движения в России на сегодняшний день – это заболевание в острой фазе, приводящее ежегодно к летальному исходу количество людей, равного населению среднего российского города подтверждает официальная статистика. Для каждого думающего человека понятно, что количество пострадавших отличается от официальной во много раз, так как статистика не учитывает всю глубину последствий (сироты, инвалиды и т.д.).

Чтобы разобраться в причинах этой беды, нужно разносторонне исследовать каждое происшествие, как это делается, например в Финляндии, где анализ поведения водителя в ситуации ДТП является одним из ключевых.

Известно, что по вине водителя совершается около 90% ДТП. Но на этом, анализ заканчивается. В средствах массовой информации зачастую можно встретить фразу, описывающую причину: «по невнимательности водителя» и «водитель уснул за рулем», «превышение скорости». Но не одна из этих формулировок не может объяснить настоящую причину, например «невнимательности». Внимание – это психический процесс и зависит от состояния человека. Если человек переутомлен, болен или еще недостаточно восстановился после болезни, то его динамические характеристики существенно изменяются. Это сказывается и на внимании, и на скорости реакции, и на скорости принятия решения и т.д. И тут важно понять: водитель не понимает значения своих особенностей и переоценивает свои возможности или все понимает, но вынужден рисковать, потому, что поставлен в такие условия работодателем. Зачастую дилемма между безопасностью и выгодой заканчивается в пользу второй. Тогда должны возникать вопросы к руководителям автопредприятий, к организации режима труда и отдыха водителей, к качеству предрейсового осмотра и т.д. А может «невнимательность» — это устойчивая индивидуально-психологическая особенность водителя. Тогда этот водитель потенциально опасен на дороге, даже можно сказать – «профнепригоден».

Таким образом, можно проанализировать многие функции и особенности человека, их влияние на стиль вождения, поведение на дороге. И, исходя из результатов анализа, можно ставить «диагноз» и назначать «лечение».

Обучение в автошколе – это своеобразный рубеж, переход человека от роли пешехода к роли водителя. В связи с этим было бы правильно изначально рассматривать автошколу, как школу выживания на дороге, а не то место, где готовят к экзаменам в ГИБДД (экзамен сдал и забыл все, чему учили). Это позволило бы изначально формировать другое отношение к обучению и у учеников, и у руководителей. И эта идея должна пронизывать все обучение. Как теорию, так и практику. Основная мысль – изучение и соблюдение правил дорожного движения – это не каприз сотрудников ГИБД, а необходимое условие для выживания. Каждый здравомыслящий человек, прежде чем начать игру, сначала поинтересуется: «А каковы же правила?». Только безумец возьмет, например карты в руки, не зная их значение и правил игры. Но, сформировавшийся в нашей стране правовой нигилизм, к сожалению, предполагает, что не все правила, установленные государством, нужно соблюдать. Более того, их нарушение иногда может вызвать поддержку других. И здесь очень важна мысль, что правила дорожного движения не регулируют отношения гражданина и государства (исключение – главы о штрафах), а регулируют отношения одного водителя на перекрестке, и другого. И задача каждого – доехать в целости и сохранности до дома, где его ждут дети, родные. А правила разъезда на перекрестке – это язык, который понятен всем участникам движения.

Другая важнейшая мысль, которая должна доноситься ученикам автошкол – это роль водителя. Водитель – человек. У него есть свои правила функционирования, повышающие или снижающие эффективность деятельности.
Для того, чтобы водитель мог ориентироваться в собственных возможностях и адекватно их оценивать, курс «Психофизиологические особенности деятельности водителя» и предназначен.

О введении курса психофизиологических основ деятельности водителя говорят давно. В 2010 году водители автомобилей со спецсигналом обязаны были пройти переобучение, в программу которого входило обучение психофизиологическим основам деятельности водителя, стрессоустойчивости и этическим основам. В Институте безопасности дорожного движения СПб ГАСУ такие курсы прошли все водители скорой помощи Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Я разрабатывала этот курс и проводила обучение.

В течение нескольких лет в автошколе института мы так же, в качестве эксперимента, включили занятие по этому предмету. После проведения теоретического занятия все желающие могли бесплатно пройти психофизиологическую диагностику, позволяющую оценить индивидуальные особенности учеников и сформировать их представление о своих способностях и возможностях быстро реагировать, вести себя в стрессовой ситуации и т.д.

И опытные водители, и ученики автошколы воспринимали курс с интересом. Как для опытных водителей, так и для новичков многое было усвоено впервые. Каждый водитель понимает, как важно перед выездом проверить состояние автомобиля, наличие бензина в баке и т.д. Но не многие понимают истинную цену состояния своего организма и своего энергетического потенциала. И то, что это можно регулировать и вносить корректировки, помогающие в сложных дорожных ситуациях, стало новостью даже для опытных водителей. Положительный отклик у водителей скорой помощи вызвал разговор о причинах напряжения и способах его снятия.

При разговоре о влиянии алкоголя на психофизиологические особенности организма многие водители сначала оживлялись и пытались бравировать. Но к концу этой темы, как правило, эмоциональное возбуждение сменялось тихим молчанием – аргументы в пользу алкоголя снимались с повестки.

Конечно, я не могу не поддержать введение этого курса в обязательную программу подготовки (и переподготовки) водителей. Но, как показывает мой опыт, эти занятия не должны носить строгую форму лекции по психологии. Психология – интереснейшая наука и каждый человек в своей жизни думает о тех категориях, которые она изучает, достаточно часто. Но особенность преподавания психологии, написания учебников зачастую, отличается сухостью, обилием терминологии. Не всегда люди, прошедшие курс обучения по психологии (не в профильных учебных заведениях) понимают до конца, что речь идет о простых и важных в жизни каждого вещах: почему мы поступаем тем или иным образом, почему что-то любим, а что-то нет, почему чему-то радуемся, а чему-то огорчаемся, и т.д.

Для преподавания этого предмета водителям и ученикам автошкол, простота и доступность излагаемого материала – обязательное условие, т.к. слушатели имеют разный уровень образования, разный возраст. Нельзя забывать, что обучение в автошколе, чаще всего, серьезная нагрузка. Взрослые люди после рабочего дня, оставив дома детей и семью, пришли обучаться чему? Как сдать экзамен в ГИБДД или как обезопасить себя на дороге? Если первый вариант – то есть мотив прогулять занятие и сделать более важные дела. Если слушатели настроены на то, что автошкола – это подготовка к экзаменам в ГИБДД, то им не всегда будет понятен смысл данной дисциплины. Более того, к нему поверхностно отнесутся и руководители автошколы. С учетом малого количества часов и, соответственно, низкой заработной платы, можно предположить, что этот предмет будут читать преподаватели теории. Я часто встречала преподавателей теории вождения, которые сами интересуются психологическими особенностями деятельности водителя и включают эту информацию в свои уроки. Поэтому разработчики программы должны обязательно это учесть. Иначе хорошая идея вновь превратится в бесполезное занятие.

Потлачук Наталья Викторовна
кандидат психологических наук, генеральный директор и психолог-эксперт Центра независимых экспертиз «Аргумент», психолог — эксперт Института безопасности дорожного движения СПбГАСУ

Оставить комментарий