Image Image Image Image Image Image Image Image Image Image

Гражданин и закон | суббота, 4 апреля 2015

Прокрутка к верху

Наверх

Комментариев нет

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОБЛЕМЕ ДЕТСТВА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРОБЛЕМЕ ДЕТСТВА
Гражданин и закон

Юрьев Александр Иванович


Image by thealphafemale. Вопрос в том, кто же это сейчас населяет Россию, если детей в ней безнаказанно бросают при рождении, насилуют и убивают, продают или они совершают множественные самоубийства, прыгая с крыш, вешаясь, отравляясь? Мы думаем об этом, переживаем, но не понимаем, почему это происходит? Попробуем разобраться.

Объективных причин для катастрофы детства нет. Россия же сегодня одна из самых благополучных стран мира. В России процветает небывалое сверхпотребление: миллиардеров у нас больше, чем в любой богатейшей стране мира, российские дороги не выдерживают лавин самых дорогих машин, поля и пашни застроены феодальными особняками за мощными стенами, а за паспортами и билетами к теплым морям стоят суточные очереди. Взрослые, много молодых и сильных взрослых процветают, как никогда раньше. В исторически подвернувшейся возможности все увидеть, одеть лучшее, съесть экзотичное, всем насладиться, захватить все, до чего дотянуться руки, у сильных и конкурентоспособных что-то случилось с глазами, ушами, сердцем и душой, если они не рожают, не растят, не берегут как зеницу ока детей, своих собственных и чужих. Именно так: детей то обездоленных в стране не было столько даже после Великой Отечественной войны!

Может быть, мы забыли, что такое дети?

Что ребенок – это прежде всего человек, в каком бы возрасте он ни был. Это просто маленький человечек, который все видит, слышит, запоминает, точно так же, как взрослый. Обиды, нанесенные ему, прорастут потом обидой и презрением к нам и стране, которую мы предложим ему считать своей Родиной. Корень всех проблем – человечность. Ее удается сохранить только в том случае, если каждый из нас знает, что такое человек и свято следует этому своему предназначению.  

 

«Каждый год на первой лекции я задаю студентам вопрос: что такое человек?»

Выскажу гипотезу о том, что проблема человека является ключевой во всех политических доктринах во все времена. Для каждой политической системы нужен свой тип человека. Либерал, фашист, коммунист, консерватор – это люди совершенно разных типов с разными представлениями о том, что такое человек и как ему надлежит жить. В том числе, как относится к детям. Кто же населяет Россию с ее детскими проблемами?

Многие не знают, а другие не придают значения тому, что вся мировая система воспитания являются, как сейчас принято говорить, проектом Яна Амоса Коменского (1592-1670). Прошли века, но современная школа практически ничего не смогла изменить в проекте Я.А.Коменского до сих пор. Его школу ломают много лет, но уроки по 45 минут, предметы, расписание, принципы педагогики и др. остаются такими, как он задумал. В школьной педагогике Я.А.Коменский имеет репутацию «Коперника воспитания».
Дидактика Коменского Я.А. была направлена на формирование человека. Даже первая глава его «Дидактики» называется «Человек есть последнее, совершеннейшее и превосходнейшее из созданий». В главе пятой он пишет, что «Философы назвали человека микрокосмом (что значит «мир в малом») объемлющем в сжатом виде все, что представляется в сжатом виде все, что представляется раскинувшимся вдаль и вширь по макрокосму». Таким, если кратко, он видел человека, которого нужно было воспитать из ребенка. Он пишет, что это делается методом стимулирования самодисциплины растущего человека (сдерживание влечений, обуздание нетерпеливости, гнева и т.п.), нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим людям, готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами возможно большему числу людей и др.). Взрослые должны дать ребенку «примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же – организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности, деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду, полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.
Именуя детей не иначе, как «райскими растеньицами», он учит, что они «не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни”. Коменский Я.А. был реалистом, он писал, что: “при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями … ”. Родители и учителя должны воспитать в них основные добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главную ответственность за воспитание детей он называет родителей. Семья, по мнению Я.А. Коменского, является главным средством нравственного воспитания.
Я вспомнил некоторые наставления Коменского Я.А., потому что он фактически заложил основы европейской цивилизации, потому что Европа и Россия на все 100% зависит от качеств человека, их созидающих. Но обращаю внимание на очень интересный факт: «Великая дидактика» Яна А.Коменского практически исчезла из магазинов, библиотек, его имени никто вспоминает. Я пользуюсь книгой, изданной в 1901 году. Попробуйте найти «Великую дидактику». Случайно или нет? Если сравнить инструкции Я.А.Коменского по формированию человека из ребенка, с тем, что сегодня делается в семьях, в школах, в масс-медиа, то становится понятным, что не случайно. Есть подозрение, что современной политике нужен совсем не тот человек, ради которого создавалась школа Я.А.Коменского. Он формировал человека умеренного , опрятного, справедливого, благопристойного, умеющего любить и трудиться. Но с каждым изменением политики вслед за ней стремительными темпами реформируется школа, университеты, отношение к семье. Причем это делается с таким напором, словно это самое главное, ради чего предпринимались реформы, словно именно здесь скрывается успех великой битвы за создание какой-то новой цивилизации? Один тип человека меняется на другой?

Мы ничего не сможем понять в проблеме детей, если не разберемся: какого человека формирует реформированная система образования? Как мы понимаем человека – это секрет того, как мы относимся к детям, Что такое человек с позиций информации СМИ, знаний, которые даются в школе и в вузах? Какое представление о человеке определяет поведение каждого из нас и представителей власти? Что можно, а что нельзя в отношении детей?

Каждый год на первой лекции я задаю студентам вопрос: что такое человек? Предположительно, то, как они понимают человека, определяет их поведение в отношении других людей: умение их понимать, сопереживать с ними, помогать им т.д. Я попросил студентов на лекции написать мне, что такое человек с позиции их знаний, опыта, воспитания? У них же будут свои дети, они же будут учить чужих детей, решать их судьбу. Приведу несколько самых типичных определений человека, с которыми студенты приходят из школы:

- форма жизни белковых соединений
- живое существо
- биосоциальное существо
- венец творения
- вредоносный паразит
- разумное существо
- мыслящее существо
- живое существо
- представитель рода homo sapiens
- политическое животное
- психо-социальное, политико-экономическое, духовно-нравственное животное
- биологическое существо
- истина мира, венец
- индивид

Часть из них считает сам вопрос несерьезным, над которым не надо думать. А если и за поступком в отношении другого человека, ребенка стоит то же нежелание задумываться?
В случае серьезного отношения к вопросу студенты пишут, что:
Человек – это существо разумное, которое имеет характерные признаки, заключающиеся в умении думать, мыслить, чувствовать, выражать это через речь. Существо, которое должно отличаться нравственностью, духовностью. Не каждый может быть человеком.
Ч. – это живой организм, самоорганизующийся в обществе, духовно развитое существо, ответственное за свои поступки и действия.Ч.- высокоразвитый, мыслящий хищник.
Ч. – Ч. это существо, обладающее самосознанием, стремящийся к саморазвитию и пониманию окружающего мира и самого себя.
Ч. – биологический вид семейства приматов, в ходе эволюции развивший возможности своего мозга и достигший так называемой цивилизованности (т.е. отличающийся от других наличием моральных устоев, традиций, а также набора стереотипов).
Ч. – высшая ступень эволюционного развития жизни на Земле, обладающий интеллектом, способностью мыслить и принимать нестандартные решения.
Ч. – человек – это звучит гордо. Человек – это биосоциальное существо. Человек – это серьезно. Человек – это волшебство.
Такой разнобой в понимании человека говорит об отсутствии осмысленного и целенаправленного гуманитарного образования в школе и в вузах, которое оставил нам Я.А.Коменский. И его заменил какой то другой идеолог воспитания, фамилии которого мы не знаем? Наверное, с подачи этого неизвестного идеолога, были сокращены уроки литературы, из списка изучаемых книг был изъят, например, М.Горький? Здесь уместно напомнить его эссе «Человек» (1903 год), которое начинается такими словами:

«В часы усталости духа, — когда память оживляет тени прошлого и от них на сердце веет холодом, — когда мысль, как бесстрастное солнце осени, освещает грозный хаос настоящего и зловеще кружится над хаосом дня, бессильная подняться выше, лететь вперед, — в тяжелые часы усталости духа я вызываю пред собой величественный образ Человека.
Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует — вперед! и — выше! трагически прекрасный Человек!…» и т.д.

Сегодня, я полагаю, полезно прочитать его полностью всем, кто так или иначе связан с детством. Определение человека – главный фактор, определяющий состояние детей и взрослых.

Не секрет, что дети – это проверка на человечность во все времена и у всех народов. Человечно – желать детей, рожать детей в семье, страдать и радоваться из-за детей, и терпеть, терпеть, как бы трудно они не росли. Бесчеловечно ловить детей в лифтах, убивать в подвалах; доводить подростков до самоубийства, травить детей наркотиками и энергетиками и т.д. Бесчеловечно делать детей источником прибыли, плотского удовольствия, наслаждения от власти над ними. Бесчеловечно отбирать у детей здания детских садов, загородные территории яслей и пионерских лагерей, помещения спортивных школ и стадионов, бывшие дома пионеров и дома культуры. Бесчеловечно задирать цены детскую одежду и обувь, на множество ненужных учебников, за занятия спортом и музыкой.

Кто-то не знает, а кто-то скажет, что так было всегда. На собственном примере могу сказать, что меня и моих сверстников учили и воспитывали по Я.А.Коменскому. Я сам – продукт усилий многих людей, которые проявляли высшие образцы человечности и видели во мне человека с самых малых лет. Человечность проявляли люди, которые выхаживали и растили меня в 40-50 годы в Ленинграде. Тогда мною занимались не только родители, но врачи и учителя, соседи, случайно встреченные люди, которых я с большим опозданием хотел бы поблагодарить, назвав их имена. Мы, послевоенные «подранки», представляли из себя стаи ожесточенных и больных зверенышей, из которых надо было сделать людей. Новая деревня в Ленинграде, где я жил, представляла из себя руины, между которыми вились тропки, по которым взрослые уходили на работу в темноте и в темноте возвращались. Господи, как они трудно жили!

И тем не менее, 63 школа, детская поликлиника, библиотека имени Фурманова всегда сияли чистотой, пахли свежей краской, хрустели накрахмаленными скатертями. Не было ни одного случая, чтобы меня куда-то не пустили, не выслушали, не оказали поддержку и помощь. Детские врачи помнили нас по именам, и останавливали на улице для беглого осмотра, хотя их об этом никто не просил. Помню фамилии врачей: династии врачей Январевых, Дубровиных, которые из того несчастья, которое представляло из себя мое здоровье после блокады, вылепили парня, признанного годным к строевой службе! И служил три с лишним года, ни разу не попав в санчасть!

Школа, сияющая среди пустырей школы, была наполнена переростками: в первом классе со мной, семилетним, учились двенадцатилетние пацаны, которые умели все: сквернословить, воровать, курить, драться ножами, бросать на уроке «поджиги» учителям под ноги. Директор школы, соратник Лазо – Айдаркин, огромный, тучный, старый, каждое утро лично встречал всю школу, стоя у входных дверей. Мы входили в школу по одному, и каждого он внимательно осматривал, отбирая на входе человек 5-6 таких, от кого пахло куревом, были синяки, оторванные пуговицы и другие признаки. Вся школа шла в классы, а с этими 5-6 отобранными бедолагами он подолгу беседовал в своем кабинете. Дрались в те годы в школе нещадно. Каждую перемену школу сотрясал вопль «Стычка! Стычка!», и учителя вместо отдыха метались по этажам в поисках стычки – драки один на один. Растащить дерущихся было очень трудно, и потом вся возбужденная до предела толпа шла в классы, учиться. Несмотря ни на что нас учили: Анна Васильевна Кудрявцева, Мария Васильевна Белова, Людмила Алексеевна Алексеева, Анна Гавриловна Поспелова, Мария Дмитриевна Оссовская. Плакали и учили. Причем каждого учили и воспитывали персонально.

Мы понимали, что мы не безразличны директору, учителям, соседям, врачам: каждый под наблюдением, и каждому скажут, как жить. Мне в школьной библиотеке давали книги по списку, составленному специально для меня, хотя я пытался получить что-нибудь вроде Конан-Дойля. Личные списки были для всех. Меня заставляли читать то, чего я читать не хотел: дневники Магеллана, Колумба, Миклухо-Маклая и т.п. Только теперь я понял, что они же, учителя, готовили меня для поступления в университет, буквально лепили из меня именно то, чем я стал только теперь. Надо сказать главное, что осознается с опозданием: учителя, врачи, милиция нас по настоящему любили! Нам все прощали, с нами делились последним, никогда не оскорбляли, в нас верили, хотя это было невероятно трудно. Одним словом, с нами работали не обязанности, не по профессии, а по любви. Почему мы не всегда такие? Почему они могли, а мы не можем?… This is a link.

Оставить комментарий